«Мы за конструктивное сообщество, нацеленное на достижение результата»
Государственная Дума планирует приступить к обсуждению концепции законопроекта о саморегулировании врачебной деятельности.. О том, как должно измениться положение в здравоохранении с введением саморегулирования, какова в конечном итоге его роль, и к чему надо готовиться рассказал нашему корреспонденту Сергей Борисович Дорофеев, заслуженный врач РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, вице-президент Национальной медицинской палаты.
— Сергей Борисович, какова роль саморегулирования профессиональной деятельности в российском здравоохранении?
— Пока практически никакой. Только зачатки. У нас есть профессиональные организации, но функции их урезаны.
— Почему же так получилось?
— Все дело в том, что нет закона о саморегулировании профессиональной деятельности в системе здравоохранения и охраны здоровья. То есть Закон о саморегулируемых организациях, который существует, на мой взгляд, не подходит для здравоохранения. Закон, который действует в настоящий момент, в том, что касается любой отрасли, при исполнении оказался не особенно продуктивным, чему пример — строители. Не хотелось бы, чтобы в здравоохранении при исполнении этого закона, мы наступили на те же грабли, что и строители. (От ред.: в результате существования данного механизма в строительной сфере в России в течение 2,5 лет многие разочаровались в саморегулировании в том виде, в котором оно существует на данный момент. Саморегулирование в России легализовало коррупционную составляющую, существовавшую при лицензировании, саморегулируемые организации превратились в бизнес-структуры, а само саморегулирование — в очень прибыльный бизнес.) У нас слишком уж чувствительная отрасль.
Поэтому мы говорим о том, что организация работы профессионального сообщества врачей должна существовать в форме саморегулирования, но для этого нужен специальный закон. Собственно говоря, мы ничего нового не придумываем. Мы говорим о том, что такая норма есть в существующем законодательстве. В Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ (от ред.: далее — Основы), регулирующем отношения в этой сфере, прямо так и говорится, что в России управление системой охраны здоровья, в том числе и здравоохранением, может быть построено как на основе государственного управления, так и на основе саморегулирования профессиональной деятельности. Сделана важная оговорка, что делать это можно на основе специального Закона. Там именно так написано. Это, во-первых.
Во-вторых, весь мир идет по этому пути, по пути саморегулирования профессиональной деятельности.
Во многих странах подобный опыт саморегулирования профессиональной деятельности уже более чем столетний. Есть чему поучиться и не надо будет изобретать велосипед. Нужно только провести хороший анализ, постараться взять все лучшее, что есть в системе саморегулирования профессиональной деятельности в других странах.
При этом никоим образом не отказываться от государственного регулирования. Мы говорим о саморегулировании именно профессиональной деятельности. Речь не идет о регулировании деятельности всей системы здравоохранения, а тем более — охраны здоровья. Только о профессиональной медицинской деятельности. Хотелось бы, чтобы это было понятно.
— Правильно ли я поняла, что работа над подобным законопроектом уже идет?
— Скажем так, такой интеллектуальный штурм не прекращался, наверное, со времени принятия Основ, которые были заложены еще в 1992 году. Направление этой деятельности было описано уже тогда. Правда, было слишком много недомолвок, недоговоренностей, в том числе в упоминавшемся Законе о саморегулировании. Это и не позволило за все время существования Основ (с1992 г.) сформировать нам профессиональное сообщество в здравоохранении. Это, пожалуй, главный недостаток.
Для того чтобы говорить о передаче каких-то государственных функций сообществу, надо понимать какому сообществу. Сообщество, в данном случае, должно быть организованным. Мы должны понимать, что есть силы, есть понимание целей и задач для выполнения этой работы профессиональным сообществом. Отмечу, что сообщество должно адекватно оценивать свои возможности. Во главе сообщества должны стоять грамотные люди, которые понимают, что общество хотело бы получить от той работы, которой они занимаются.
В качестве примеров успешного саморегулирования можно привести нотариаты и адвокатуру, где уже давно пошли именно по пути саморегулирования. Наверное, общество получает то, что хотело бы получить от этих профессиональных сообществ, потому что не возмущается особо их работой.
Обратите внимание, ну нет публичных претензий к нотариусам. Система уже отработана, а само сообщество конструктивно и быстро реагирует на все пожелания гражданского общества, вынужденного обращаться за теми или иными услугами к этой корпорации.
Вот мы и хотели бы, чтобы появилась такая корпорация в среде медицинского сообщества.
— Какие сложности будут при создании такой корпорации?
— Во-первых, еще не все медицинские работники понимают необходимость этого. Во-вторых, есть такая вещь, я бы назвал это борьбой за ложное лидерство, мешающая созданию сообщества. Кое-кому хочется быть первым, руководить какой-нибудь ассоциацией, называться президентом «ассоциации чего-то» и чувствовать некое удовлетворение от этого.
Тогда как хотелось бы, чтобы сообщество врачей прониклось идеей, что это нужно, прежде всего, им самим. Чтобы само сообщество выдвигало лидеров, это прежде всего. Не так, как это бывает сейчас, когда кто-то пришел и самого себя назначил начальником, а вы, остальные, давайте вокруг меня «собирайтесь». Что зачастую происходит, в том числе и в нашем врачебном сообществе.
Скорее всего, не пришло еще время для осознания этого всеми врачами. Хотя мы и занимаемся популяризацией этого, много рассказываем, встречаемся, объясняем, доказываем. Обращаем внимание на то, что в Законе № 323-ФЗ появилась 76 статья, посвященная именно профессиональным медицинским организациям/объединениям. Там даже полномочия определенные прописали для того, чтобы было понятно, что это профессиональная организация, у которой теперь есть четкие понятные права. Даже несмотря на то, что там ее статус приравнен всего лишь к общественной организации, пусть и профессиональной. Но и у такой организации есть законные права. В частности, она может участвовать в работе территориальных фондов ОМС, в подписании тарифных соглашений. Ведь все это — право, которым еще нужно научиться правильно понимать и пользоваться.
Только право это не какое-то огульное и безграничное, право это оговорено определенными условиями — то есть вы можете принимать участие в аттестации своих коллег, но для этого нужно самоорганизоваться.
В статье 76, главным образом, очерчен посыл, в том числе и разработчиков, работавших над созданием этого закона, и Министерства здравоохранения. Прежде всего, отмечено, что начинать строить профессиональное сообщество нужно с территорий. Во главу угла должен быть поставлен территориальный принцип, то есть действовать не сверху, а снизу.
Отстраивать профессионально сообщество врачей надо снизу. Чтобы внизу врачи понимали цели и задачи. Я о тех врачах, которые работают в области, в крае, республике. Врачи, которые понимают цели и задачи краевой, областной медицины, те проблемы, которые имеются. Врачи, которые активно и конструктивно взаимодействовали бы с властями — исполнительной и законодательной — искали бы точки соприкосновения, доказывали бы, спорили.
Но еще раз подчеркиваю — конструктивно. Чтобы из такого сообщества врачей не получилось какой-то оголтелой оппозиции. Хотелось бы, чтобы все это поняли: мы за то, чтобы было создано конструктивное сообщество, нацеленное именно на достижение результата.
Можно критиковать Министерство за какие-то приказы, недальновидность, а можно работать с этим Министерством. Мы же на практике чувствуем что надо написать, что учесть. Чтобы тогда любой приказ, любой нормативный документ, в том числе и закон, — отвечал бы реалиям сегодняшнего дня. Чтобы он не был каким-то «розовым», а помогал сегодня жить и работать тем, кто работает в этой отрасли. Я о врачах и медицинских сестрах, прежде всего, потому что именно они оказывают медицинскую помощь. Вот для этого мы и говорим им: давайте вместе участвовать!
Для того чтобы участвовать вместе, нужно представительство. Ведь нельзя же со всеми 600 тысячами врачей работать сразу одновременно. Конечно, нет, но, скорее всего, можно работать с 83 профессиональными ассоциациями, палатами, располагающимися на территории. Тогда можно послать туда 83 проекта, с тем, чтобы они обсудили их у себя со всеми врачами и прислали нам уже какие-то структурированные предложения. Иначе — это вече. Вече всегда похоже на базар.
— Какие-то результаты, достижения уже есть?
— Безусловно. За прошедший год с принятия Основ (Закон № 323-ФЗ), у нас в 26 территориальных образованиях появились такие профессиональные организации. Причем кое-где они вновь появились, я бы даже сказал, что так получилось на большинстве территорий. Понятно, что сейчас идет процесс становления, осмысления, осознания, подбор лидеров. Я считаю, что в этом деле очень важен энтузиазм. В хорошем смысле этого слова.
Убежден, что нельзя бесконечно только критиковать Минздрав, областной ли, федеральный ли. Это удобная позиция: я — врач, я только лечу, а они там за это деньги получают. Конечно, они деньги получают, но тогда не критикуйте деятельность Минздрава, а просто лечите, как вам сказали, и не поднимайте вопрос. Если уж вы начинаете критиковать, то не нужно это делать оголтело — надо что-то предлагать.
Лучше сразу же работать с Минздравом, особенно на этапе, когда мысль появилась и можно предложить тот или иной закон, приказ и другой документ, например, положение.
Притом что мне иногда самому хочется сказать коллегам в органах исполнительной власти что-то критичное, но не могу себе это позволить.
С формальной точки зрения, Минздрав РФ сейчас стал достаточно открытым. На сайте публикуются все проекты приказов, законов — вся нормативка, которая готовится. Это ведь публичное приглашение к диалогу по сути дела и прежде всего для профессионального сообщества — предлагайте свои решения, высказывайте свое мнение.
Другое дело, как эти предложения обсуждаются, насколько эффективно они учитываются.
Но дело в том, что и первых шагов, я о предложениях, — очень мало, их практически нет. Тем более таких, которые отражали бы мнение не одного человека, а мнение какого-то сообщества, скажем, всего территориального или профессионального по специальности, то есть мнение не одного человека, какой бы он умный ни был. Когда один человек говорит: «Я так считаю», — это всегда можно оспорить. Когда же говорят, например: «Мы, врачи Курганской области, а это 3 тысячи человек, эту проблему обсудили и считаем, что нужно сделать так», — за это голосует Правление, потому что оно олицетворяет все сообщество врачей области. Именно такой механизм работает надежно. Во всяком случае, должен так работать.
Мы за то, чтобы такой механизм был. Вот тогда, может быть, реформирование здравоохранения пойдет быстрее и будет меньше ошибок. Наверное, и мы когда-то будем находиться в такой же ситуации, как врачебная палата Германии, которая по сути дела занимается только своим лечебным делом. А вот Министерство здравоохранения Германии занимается только финансированием и стратегическими направлениями развития медицины. Ведь в Германии 70% населения удовлетворено уровнем здравоохранения.
До тех пор, пока мы не будем вместе, засучив рукава, этого делать, работать с органами власти, где зачастую работают наши же коллеги, ничего не получится. Иногда, знаете, как бывает: пишешь закон или другой нормативный документ, кажется, что ты в теме, мало того, тебе кажется, что все логично, что ты все учел. Но на самом-то деле, не учел каких-то важных жизненных нюансов, присутствующих, например, на какой-то территории. В таком случае и закон, и другой документ становится преградой для реализации даже хороших предложений, с одной стороны. С другой стороны, он вызывает элементарное недовольство. Вот в чем проблема.
Сейчас Национальная медицинская палата, которую возглавляет Леонид Михайлович Рошаль, много делает для того, чтобы объединить все возможные наши профессиональные сообщества. Сегодня это самое крупное профессиональное медицинское объединение. В уставе организации определена основная цель — введение саморегулирования профессиональной деятельности в здравоохранении. Национальная медицинская палата уже доказала свою боеспособность при работе над Законом об основах охраны здоровья и по защите медицинских работников.
Похоже, что настало время отбросить все свои амбиции и сказать: давайте объединяться в одну организацию. И этой организацией, на мой взгляд, вполне достойна быть Национальная медицинская палата.
Теперь необходимо перейти от слов к делу. Не просто ходить и красоваться и представляться кем-либо, а начинать работать всем вместе.
Беседовала Любовь Алисина
Внимание! Острые вопросы саморегулирования предлагаем обсудить на конфенции «Консилиум главных врачей» 25-26 апреля 2013 г. Присылайте свои вопросы по адресу [email protected].
Подробности на сайте www.consiliumconf.ru