Пришло время позвать на помощь…
Россия находится в самом начале пути построения цивилизованных отношений государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении. Происходит постепенное осмысление этого феномена экономической и социальной жизни, появляется множество подходов к его определению и формулированию концепции. Пока нет ясности, где проходит водораздел между ГЧП и мерами государственной поддержки бизнеса, в каких формах будет осуществляться ГЧП в отрасли, как составлять контракты ГЧП.
Своим мнением по этому поводу с нами поделился главный врач ДГКБ № 5 г. Санкт-Петербурга, председатель Комитета по предпринимательству в области здравоохранения Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты, к. м. н., Александр Яковлевич Голышев.
Начнем с того, что в России государственно-частное партнерство нередко расценивается как приватизация. Но это совсем не так.
Если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим, что частный бизнес эффективнее управляет собственностью, нежели государство, и именно поэтому государство отдает свою собственность в управление частному бизнесу. Без приватизации, но с определенными преференциями для бизнеса. Эти преференции могут заключаться в уменьшении арендной платы, налога на имущество или налога на прибыль. Они устанавливаются именно для того, чтобы частный инвестор вложил свои деньги в это имущество и оказывал услуги по государственному заданию. То есть в данном случае государство не боится бизнеса.
Есть четкое понятие, определение Европейской экономической комиссии — «Госуда́рственно-ча́стное партнерство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях».
Как это происходит или как это должно происходить?
Во-первых, государство ничего никому не отдает. Сегодня Россия — сильное государство. Но хоть оно и обладает огромным активом — поликлиники, санатории, больницы — у него не хватает ресурсов, чтобы каждую больницу привести к европейскому стандарту.
И в этой ситуации самое время позвать на помощь или пригласить к сотрудничеству — как хотите — бизнес. Возможности есть разные, но непременным условием должен быть диалог, переговорный процесс между государством и частным инвестором. Надо четко понимать, что найти инвестора с миллионами не так просто.
Все участники процесса государственно-частного партнерства должны знать правила игры: когда инвестор окупит свои затраты, за счет чего, а также — что получит государство и когда.
Если сегодня государство не может оплатить все расходы, которые несет больница, то оно делает вид, что в больницах оказывается качественная медицинская помощь… Но если взять и посчитать, да даже на примере нашей больницы: у нас 600 коек, на 100% финансируется содержание только 400 коек. Таким образом, 200 коек недофинансируется.
Тогда в рамках государственно-частного партнерства переговоры с инвестором должны происходить следующим образом: государство финансирует 400 коек и эти 400 коек для пациентов будут бесплатными — они могут оплачивать только дополнительные услуги, а вот в отношении 200 коек инвестору должно предоставляться право осуществлять какие-либо коммерческие направления. Это могут быть сервисные палаты или высокотехнологичные отделения, т. е. в этой части государство не может ограничивать инвестора.
Либо, поскольку объект передается вместе с земельным участком, инвестору могут разрешить строить, допустим, какие-то коммерческие медицинские центры с использованием государственной инфраструктуры. Таким образом, он даже уменьшит свои затраты.
Здесь хочу заметить, что одна из особенностей государственно-частного партнерства заключается в его долгосрочности. Я говорю об инвестиционном проекте продолжительностью не менее 25-30 лет.
И второе, я еще раз хочу подчеркнуть — это не приватизация! Т.е. по истечении 30 лет инвестор должен передать больницу (поликлинику, санаторий) государству, окупив свои вложения, либо продлить контракт.
Наш опыт
В зарубежной практике объединяется ряд компаний для решения этих проблем. Ну, допустим, строительная компания, компания по проектированию, компания по медицинскому оборудованию, компания по технологическому оборудованию, компания по менеджменту. Они объединяются в так называемый консорциум.
У нас в стране и в городе тоже есть законодательная и нормативная база для такого объединения. Прежде всего — это ФЗ № 115, в одном из пунктов которого указано, какие объекты можно передавать в концессию. Объекты здравоохранения в эти списки входят, то есть законодательных препятствий как таковых к осуществлению государственно-частного партнерства нет.
Далее, Закон СПб № 627 и Постановление правительства СПб гласят об участии Санкт-Петербурга в программе государственно-частного партнерства. Там тоже есть пункт, касающийся объектов здравоохранения. Таким образом, нормативных препятствий нет.
Безусловно, есть особенности. Как передавать собственность в управление? Как оперативное управление или аренду? Вот тут, по всей видимости, обсуждать эти вопросы должны Комитет по инвестициям, КУГИ, Комитет по финансам, Комитет по здравоохранению.
В 2008 году, когда грянул кризис и начали говорить о том, что денег нет, в качестве альтернативного поиска источника финансирования для того, чтобы вывести больницу на какой-то определенный уровень, я начал работать над проектом государственно-частного партнерства для своей больницы.
Совместно с инженерно-экономическим университетом мы разработали проект, то есть у нас работала группа экономистов, которая знает социальную сферу, знает нашу больницу. Конечно, некоторые цифры были ориентировочными.
Мы разработали четыре сценария, из которых выбрали два. Первый — это реконструкция, а второй — это реконструкция с дополнительным строительством. И вот с точки зрения риска — второй сценарий оказался более рискованным, зато с точки зрения рентабельности — более выгодным.
Каждый квадратный метр земли, занятый под территорию больницы — это затраты. Ведь все это надо содержать, стричь газоны, убирать, а земля дохода не приносит. И если бы мы платили налог на землю, то суммы были бы весьма значительными при полном отсутствии прибыли.
Почему бы на нашем земельном участке не построить бизнес-центры? Например, центр обучения или гостиницу. У нас негде разметить родителей иногородних детей, которые попадают в нашу больницу. А ведь место для гостиницы как для приезжих детей и родителей, так и для врачей, которые приезжают на стажировки или для участия в каких-то совместных проектах, есть. Также актуальной была бы постройка общежития или дома для сотрудников, потому что это обстоятельство помогло бы привлечь персонал…
Сегодня актуальна реабилитация для детей, причем ранняя реабилитация. Так давайте начинать ее с ранних сроков и переводить детей на реабилитационную койку в отделение с использованием всех современных технологий.
Можно было бы построить и небольшой спортивный зал или фитнес-отделение как для сотрудников, так и для жителей района. Идей много… В любом случае это должна быть такая гибкая, многофункциональная и многосекторная структура, которая даст определенный доход. И, собственно говоря, здесь как раз место для инвестора, так как он четко понимает, в каких направлениях он может уменьшить риски и получить доход.
На момент разработки проекта и хождения по инстанциям мне казалось, что у нас достаточно современный и перспективный проект и все получится. Но не получилось… Может быть сейчас, когда в очередной раз обсуждается Закон о государственно-частном партнерстве, что-то изменится?
Беседовала Ирина Андреева